ежик

Екатеринбург. В сад на электричке

В Анталье осенью практически не пахнет - желтеющие листья некоторых деревьев не в счет, потому что засыхать и опадать они начинают еще летом, от жары :) Поэтому, чтобы отпраздновать первый месяц осени, отправимся на мой родной Урал. Кто бы мог подумать, что я буду скучать по осени и писать о ней с таким чувством! Это время года для меня всегда было сезоном депрессивным и олицетворяющем умирание (с очень смутной надеждой на возрождение), а с тех пор, как в моей жизни появился солнечный турецкий берег и любимый человек (в 2004 г.) - еще и время разлук и тоски.

Осень – она не спросит,
Осень – она придёт.
Осень – она вопросом
В синих глазах замрёт.
Осень дождями ляжет,
Листьями заметёт...
По опустевшим пляжам
Медленно побредёт.

Может быть, ты заметишь
Рыжую грусть листвы,
Может быть, мне ответишь,
Что вспоминаешь ты?
Или вот это небо,
Синее, как вода?...
Что же ты раньше не был,
Не приходил сюда?
(Ирина Левинзон, сентябрь 1963)
Негативная окраска образа осени стерлась только с воссоединением с любимым (осенью 2007 г.), но месяцы между летом и зимой до сих продолжают играть для нашей семьи важную роль. Это время начала новых этапов жизни, новых начинаний и идей, перемен, переездов, путешествий, встреч и расставаний, отъездов и возвращений. Осенью мы окончательно покинули Киев в 2009 после двух лет жизни (и даже создания там нашей официальной семьи ;), осенью состоялись два наших ликийских путешествия в 2010 и 2011, рабочая поездка в Москву в 2011 и, наконец, прошлой осенью я побывала в родном городе после самого долгого до сих пор отсутствия (2,5 года).

Пусть мне не снится лето,
Я тебе улыбнусь.
А под бровями где-то
Чуть притаится грусть.
Где-то за синью вёсен
Кто-нибудь загрустит...
Молча ложится осень
Листьями на пути... (там же)


Сегодня я в лирическом настроении, и хочу погрузиться в золотую осень, то пасмурную, то пронзительно-синюю и блистательную - причем, для полного утоления ностальгии, в осень поеду романтично и аутентично, на электричке. Второй день моего пребывания на малой родине, в объятиях родителей и первой из друзей, кто меня увидел - Нэко аka eoriya. Мы только что побывали на Вознесенке, и все вместе едем "в сад" - мы всегда говорили именно "сад", а не "дача" (будучи обладателями 4 соток в коллективном саду, в отличие от "барских хором" за красивыми заборами недалеко от станции :)

20 минут на электричке от вокзала до станции Палкино, сегодня уже оказавшейся в черте города, дачи и перелески из окна электрички, детские воспоминания, и дивный ясный и яркий осенний день, под вечер затянувший небо до боли знакомыми уральскими тучами.
Кроме чисто календарной злободневности, осень и поезда в последние дни полностью завладели моим воображением по другой причине - ищу информацию и разрабатываю маршрут (осеннего!:) ж/д путешествия по Транссибирской магистрали от края до края, мечта о котором вдруг стала принимать смутный облик плана, когда наши стамбульские друзья тоже загорелись этой идеей :) Между прочим, на фото выше - не что иное, как вид одного из участков Транссиба - путь на запад, в Москву от Екатеринбурга :)



Осень в Екатеринбурге в прогулках по городу (конец сентября 2012 года):
Екатеринбург. Золотая осень по пути домой - первые впечатления по дороге в отчий дом из аэропорта
Екатеринбург с 52-го этажа - панорама города на закате со смотровой площадки небоскреба "Высоцкий"
Екатеринбург. Золотая осень на Вознесенской горке - Вознесенская церковь и Харитоновский парк
Екатеринбург. Осень в кварталах моего детства - окрестности метро Динамо и к/т "Космос"
Екатеринбург. Литературный квартал - резные деревянные домики, почтовая станция XIX века и дома-музеи уральских писателей
Екатеринбург. Старые кварталы - окрестности улицы Розы Люксембург с частично сохранившейся исторической застройкой

Фотографии в альбоме «В сад на электричке» Meladan на Яндекс.Фотках
+61 фото под катом

3. После утренней службы в любимой Вознесенской церкви, чей голубой силуэт виднеется за троллейбусными "рогами", и прогулки по прилегающему к ней Харитоновскому саду (в моем детстве - Парку Дворца Пионеров), мы зашли домой попить чаю, закупились вкусными пирожками в дорогу и отправились на вокзал. От перекрестка Мельковской и Свердлова до него пешком минут 15-20, но времени у нас в обрез, поэтому решили проехать остановку на троллейбусе. А я только рада - соскучилась, видать, даже по (пост)советскому городскому транспорту в этой своей Туреччине :)



4. На вокзале к вашим услугам фирменный туалет "Кока Кола" - видимо, работает по системе "пью и писаю" :) Это фото было сделано на обратном пути, но размещаю его здесь.



5. Красивый (и вполне достойный Транссиба, не правда ли?) выход на первую платформу. Читаем об этой парадной лестнице в замечательном блоге о Екатеринбурге:

"Подпорные стенки лестниц оформлены рельефами, изготовленными сразу после войны. Рельеф на восточной лестнице изготовлен скульптором П. А. Сажиным и носит название «Победители».
Из-за приподнятых в своё время путей здание вокзала со стороны перрона кажется ниже, чем оно есть на самом деле, т.к. часть здания находится ниже уровня платформы. Выход пасажиров на перрон осуществляется либо по боковым лестницам, либо через двери второго этажа здания.
Выходы на перрон оформлены в виде арок. Декоративное оформление арок (автор В. Кикин) сочетает две темы — истории железнодорожного транспорта и границы Европы и Азии. Реальная граница Европы и Азии находится в 30-ти километрах западнее Екатеринбурга."
(как я поняла, в процитированной статье был использован материал makeev-dv)



Красивый вид на лестницу (источник тот же):



6. Наша электричка, кажется, стояла на второй платформе, откуда виден фасад екатеринбуржского вокзала. Покрашен после последнего ремонта, имхо, в совершенно дикие цвета, к тому же с китчевой позолотой и не влезающей по ширине крыши надписью "Екатеринбург" :) Вообще, по вопросу покраски городских зданий, особенно исторических памятников, у меня к городским властям большие претензии. Точнее, к тому дизайнеру, что выбирал для этих целей цвета :)



А вот так выглядел железнодорожный лик города, встречавший путников, в былые времена (фото и комментарии взяты из вышеупомянутой статьи, в которой можно еще более подробно познакомиться с екатеринбуржским вокзалом и его окрестностями):

Фото 1918 г.:



"Это здание было построено в 1910-1912 годах молодым тогда екатеринбургским архитектором К. Т. Бабыкиным в стиле функционального (или рационального) модерна, прямого предшественника конструктивизма. Никаких лишних деталей и украшений, здание напоминает скорее заводской цех, чем привычный роскошный вокзал, очень уместный образ для города-завода."

Вокзал Бабыкина пришел на смену первому екатеринбуржскому вокзалу 1878 г., произведению известного петербургского архитектора П. П. Шрейбера в псевдорусском стиле. В современном реконструированном виде я его еще покажу в следующих фотоотчетах про Екатеринбург, а вот старое фото:



"В то время это здание вокзала классифицировалось как «пассажирское здание I класса». Брат-близнец екатеринбургского вокзала был построен на другом конце линии, в Перми. Поскольку предполагалось продолжение линии до Тюмени, то вокзал был выстроен не по тупиковому типу, платформа расположена вдоль здания.
К началу XX века «шрейберовское» здание перестало справляться с возложенными на него функциями, и было решено выстроить ему замену, что ии сделал архитектор Бабыкин в 1910-12 гг. А «старый вокзал» с 1914-го по начало 1990-х использовался в качестве воинского. В 2003 году здание старого вокзала было реконструировано, ему вернули первоначальный внешний вид. С этого времени здесь размещается Музей истории науки и техники Свердловской железной дороги.

... Время шло, в Свердловск перевели главный ход Транссиба, прошла индустриализация, увеличился поток грузов и пассажиров, и здание вокзала стало тесным. В 1939 году по проекту архитекторов В. Смирнова и Г. Валёнкова была проведена реконструкция. Был надстроен верхний этаж, а само здание декорировано в стиле возродившегося неоклассицизма. В результате реконструкции первоначальный вид вокзала был полностью утрачен."
Тогда-то здание и приобрело близкий к современному облик:



"... Однако и увеличившиеся в два раза площади не спасли положение. Со временем и их перестало хватать. В 1961-1962 годах была проведена очередная реконструкция по проекту архитекторов Уралгипротранса В. В. Безрукова и В. Р. Рабиновича. Заключалась она в том, что с западной и восточной стороны здания были пристроены два корпуса, соединенные с основным зданием полукруглыми арками. Стилистика здания и внешний декор были сохранены. Площадь вокзала увеличилась до 8 тыс.кв.м."

1975 год: расцветка хоть и мрачноватая, но, на мой взгляд, смотрится намного благороднее нынешней кислотно-лимонной.



"Последняя на текущий момент реконструкция екатеринбургского вокзала была проведена в 2001-м году. Проект выполнял тот же Уралгипротранс во главе с главным архитектором С. У. Зиганшиным. На сей раз реконструкция коснулась внутренних частей здания, многие из которых стояли нетронутыми с 1912 года и за это время пришли в полную негодность. ... Кстати, именно в ходе этой реконструкции в залах ожидания № 5 и № 6 появились знаменитые ныне росписи. Росписи выполнены коллективом Екатеринбургского художественного фонда Союза художников России под руководством Л. А. Гусева."
Кстати, росписи эти я, кажется, не видела. Надо будет обязательно ознакомиться лично! А пока только виртуально:



Остальные росписи можно изучить тут, с интересными комментариями.

И последняя деталь: до очень недавнего времени ж/д вокзал города Екатеринбурга назывался "Свердловск Пассажирский", по названию города в советское время.



Городу после Перестройки вернули изначальное имя (в честь Екатерины I, жены Петра I), а прибывали поезда в несуществующий уже на карте Свердловск, вплоть до 2010 г. Область, кстати, все еще держится за имя революционера Якова Свердлова :) Интересно, долго ли протянет? :)

7. На этом исторический экскурс закончен. Садимся в электричку и ждем отправления...



8. В обнимку с соскучившейся маааамой! *_*



9. Не помню уже, над чем мы так веселились :) За фото нас с мамой в этом посте большое спасибо Нэко eoriya :)



10. Не знаю, похожи мы, нет? Если не лицом, то иногда в мимике, глазах, и эмоциях проскальзывает очень явное сходство ;) Значит, в роддоме меня все-таки не подменили (а то была в моем очень раннем прошлом такая страница: в один из первых дней моей жизни медсестра перепутала кроватки, и один день меня кормила мамина соседка по палате, а мама, соответственно, кормила ее дочку, не обратив внимания на бирки на ручках младенцев :) за этот день обе мамочки успели найти тысячу фамильных черт в детях друг друга, а та женщина потом долго сомневалась в правильности окончательного обмена :)



11. Поехали! Проезжаем девятиэтажки в районе станции ВИЗ (Верх-Исетский завод) под прекрасным взволнованным небом...



12. Фотохоббит в своем привычном амплуа :)



13. Подъезжаем к станции "Электродепо", любуясь на Верх-Исетский пруд.



14.



15.



16.



17.



18. Я совершенно очарована этой осенью!



19. Станция, должно быть, Электродепо, вторая от города.



20.



21. Впитываяю атмосферу и знакомые с детства виды, по которым неожиданно для себя соскучилась - увезу с собой в Турцию, на память...



22. Небеса никак не решат, спрятаться за тучками или показать себя во всей осенней красе.



23.



24. Начинаются сады. Нам повезло, наш участок отделен от ж/д полотна лесом, но кому-то растить детей и помидоры приходится в непосредственной близости от (растерявшего всю романтику на таком расстоянии:) перестука колес скорых поездов и электричек и грохота товарных составов.



25. Зато пассажирам смотреть в окно на разноцветные домики нескучно ;)



26. Переход через пути, вероятно, уже на станции Сортировка (ударение ставить на свое усмотрение :) Полное название - Свердловск Сортировочный (сейчас, думаю, уже Екатеринбург Сортировочный, но забавно было бы, останься эта станция Свердловском :)



27. Будни электричек. Контроллер ищет зайцев, папа ищет ответы на кроссворд :) Значит, в мире царит порядок и гармония!



28. А вот и прекрасная и солнечная Нэко :)



29. Высокохудожественный кадр вписывает в осенний уральский пейзаж осенних уральцев: папу с кроссвордом и Нэко с сыном Гошей :)



30. Этот сад очень живописно расположился на пригорке.



31. Наконец, мы приехали! Станция Палкино в одноименной деревне.



32. В деревне Палкино проходят две ж/д ветки, идущие по направлениям: ближайшая к нашему саду северная "Кузинская" - на Первоуральск и Кузино, и далее в Кунгур и Пермь, и в сотне метров к югу - дальняя, "Дружининская" - на Ревду и Дружинино, после которых рельсы ведут в Уфу или Казань. Мы сейчас - на "Дружининской" станции.



33. Вид на Кузинскую ветку, к которой мы спускаемся от Дружининской.



34. Фотохоббит в железнодорожно-дачном экстерьере: станция с проходящим товарняком, садоводы, пушистая собачья попа с хвостиком, и, главное, осенняя природа!



35. Нэко и Гоша тоже не отстают и запечатляют прекрасные мгновения.



36. Вот одно из мгновений, пойманных в объектив Нэко: потрясающе красивое небо и осенне-атмосферная фотография! Действующие лица: папа, мама и интеллектуальный лоб их блудной дочери (забывшей себя "обрезать":) в углу :)



37. Ооосень!



38. Фокус не удался, а хотелось сфотографировать красивых пушистиков.



39.



40. Взгляд назад, в сторону расположенной на насыпи Дружининской ветки.



41. Кузинская ветка.



42. Вид на запад.



43. Вид на восток, в сторону города.



44. У самой станции стоят несколько домиков и бараков. Не знаю, кто там живет, но живет круглый год.



45.



46. За деревьями уже проглядывают дачи - но это еще не наши сады, а небольшой дачный поселок из десятка домов, протянувшихся вдоль ж/д путей. До нашего же домика, где я проводила каждое лето с самого рождения, еще топать по лесной дорожке минут 10-15.



47. Не могу наглядеться на эти краски!



48.



49. Мой любимый сосновый лес и наш садовый домик и окрестности я покажу в следующих постах. Сейчас переносимся на несколько часов вперед и возвращаемся обратно к станции. Синее небо к тому времени затянуло тучами.



50. Садоводы потянулись на электричку, и мы вместе с ними.



51. Забором огороженна территория, прилегающая к скважине с питьевой водой. Раньше мы всегда невозбранно набирали там воду, очень вкусную, кстати. А потом жители деревни, видимо, решили, что нечего городским дачникам переводить их водные и электрические ресурсы, и закрыли доступ к скважине, повесив замок и всякие заграждения. Теперь мы пьем невкусную воду из колонки на территории сада, зато никому ничего, вроде бы, не должны - "хоть по рублю, да на свои" :)



52.



53.



54. Снова переходим маняще изгибающиеся пути Кузинской ветки.



55. Позади - станция на Дружининской ветке, но на этот раз нам туда не надо.



56. Немного trainspotting'a... В детстве, как и все, мы считали с сестрой вагоны :)



57. Родные лица *_*



58. Заваленные виды на деревенские домики.



59. Вдруг решила погуглить, и обнаружила, что Палкино - не деревня, а поселок. Проживает в нем, по инфо из википедии, целых 650 жителей.



60. К тому же, у Палкино примечательная история. Официально история этого посёлка делится на два периода — доисторический и исторический (со второй половины XVI века), так как эти места были освоены человеком ещё задолго до его основания. Палкино входит в Реестр охраняемых государством археологических памятников, где на протяжении XX века многочисленные археологические находки позволили восстановить картину быта и жизнедеятельности древних обитателей этих мест - охотников, рыболовов, гончаров и кузнецов эпохи неолита. В окрестностях Палкино, на мысу Гамаюн (на берегу нынешнего Верх-Исетского пруда, мы туда ездили на великах купаться в моем детстве пока велики не сперли :) люди жили как минимум со времен мезолита (8-7 тыс. лет до н.э.).



61. Второй период (официальной истории уже самой деревни Палкино) базируется на истории некоего исторического персонажа по имени Михаил Палкин и его двух сотоварищей по фамилии Кузьминские: семьи этих трех разбойников были высланы в эту местность из Москвы в XVI веке. Здесь они обустроились и продолжали грабить корованы обозы, следовавшие по проходящей рядом дороге, со временем ставшей Московским трактом.
Впрочем, согласно другому, местному, преданию, основано Палкино было уже справедливым разбойником Палкиным, который грабил торговые обозы неправедных торговцев и щедро одаривал бедных, за что и был почитаем среди жителей.

О Палкине и его команде можно, кстати, прочитать из уст потомка тех самых Кузьминских. По указу Иоанна Грозного была дана всем разбойникам и татям той поры вольная, но с одним условием — коли пойдут они в Сибирь под предводительством Ермака. По версии автора, поселение на месте Палкино было основано казаками-разбойниками уже после возвращения из сибирского похода, и названо в память об оставшемся бездетным атамане Михаиле Палкине.



В 1912 году (в рамках фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути) Палкино посетил член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ, известный фотограф — Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Им были сделаны два фотографических цветных снимка Палкино (вид с юга и вид с запада) методом тройной экспозиции. Вид с юга в 1912 году был таков:



62. После гражданской войны, в 20-е годы посёлок стали заселять путейцы с семьями, которые работали на близлежащей от села Палкино станции — «Екатеринбург-Сортировочный».  



В период с 1923 по 1946 год в Палкино жил старец иеросхимонах Константин, в миру Константин Яковлевич (Иакович) Шипунов (1877-1960), уроженец деревни Беляево близ Кунгура в Пермской губернии, духовный сын Иоанна Кронштадского. В 50-е годы он служил в единственной действующей в то время церкви Екатеринбурга (тогда Свердловска), прихожане которой называли его просто "Дедушкой". 



Вся приведенная выше историческая информация о Палкино взята из статьи о Палкино в википедии и приведенных в ней источников.

63. Насмотрелись на осень, надышались свежим воздухом, устроили даже целый исторический экскурс (у меня без них - никуда! :) - пора возвращаться в город. 



Продолжение осенних прогулок по Екатеринбургу и окрестностям - следует. Скоро пойдем гулять по лесу среди моих любимых сосен, и погружаться в воспоминания о детстве на участке у старого садового домика, построенного еще моим дедом. This entry was originally posted at http://meladan.dreamwidth.org/451904.html. Please comment there using OpenID.
Такое ощущение, что мы вышли из электрички, перешли пути и тут же обратно)))))))
А вообще - спасибо. Самое то. Очень я соскучилась по осени!
ну, я решила разбить все фотки по темам, и потом к электричке уже не возвращаться ;)
пожалуйста! я тоже соскучилась! но вроде бы осень у вас уже вполне наступила? ;) жду твоих свежих фотопрогулок!!!
Ну она наступила пока только в календарном и немного температурном плане. Никакого золота пока не наблюдается. А по поводу фотопрогулок - не сыпь мне соль на сахар... У меня фотик сломался
ыыыы :( сочувствую! починябельно или нет?
все равно, наслаждайся осенью, начиная с предвкушения!
просветилась еще раз :) все таки, очень интересно смотреть на этот город и эту область твоими глазами!