ежик

Путь св. Павла. Selge: город суровых селгеев



Продолжаю рассказ о нашем июньском однодневном пешем походе с TODOSK в районе Кёпрюлю каньона и Сельге.
Предыдущие посты о походе и этих местах:
Köprülü Kanyon. Karabük: Büğrüm Köprü, еще один древний мост через горную реку - здесь мы перекусили гёзлеме, прежде чем отправиться к месту начала похода - античному городу Сельге.
Köprülü Kanyon. Античный театр Selge и одна из самых живописных горных дорог - фотографии с первого посещения Сельге в прошлом году
Путь св. Павла: Selge - Adam Kayalar - Köprülü Kanyon. Панорамы окрестностей - несколько панорам из фотографий, сделанных в походе. Амфитеатр Сельге и виды с верхних его рядов я недавно уже показывала.

В наш первый приезд сюда мы осмотром театра и ограничились, и даже не застали "главную достопримечательность" Сельге, которая часто запоминается путешественникам сильнее прекрасных пейзажей и античных руин: я имею ввиду "бешеных бабок" местного разлива, атакующих заблудших путешественников и с разной степению навязчивой дружелюбности / агрессивной настойчивости / жалостливой прилипчивости - пугающей массовости (нужное подчеркнуть) предлагающих купить у них разной степени цветастости рукоделие (справедливости ради нужно добавить, что если умилостивить этих дочерей Кибелы покупкой или чаевыми, они могут оказаться полезными в качестве гида по развалинам и показать интересные детали - судя по этому рассказу, например; либо можно попробовать улизнуть от десанта тетушек в шароварах, когда они отвлекутся на других туристов, например).

Как видно по заглавной фотографии в этом посте, в этот раз мы с местными тетушками познакомились, но задавили их массой - в нашей группе было человек 40 как минимум, и все турки, причем суровые - с рюкзаками да палками - и неудобств нам они не доставили, только добавили колорита ;)
И мы отправились дальше, окинули взглядом руины Сельге (не менее качественно разрушенного временем, погодой и людьми, чем, к примеру, Кремна - другой посещенный нами ранее писидийский город) и прекрасные горные пейзажи вокруг.



Фотографии в альбоме «Selge» Meladan на Яндекс.Фотках

+58 фото и рассказ об истории города - под катом

3. Обзор окрестностей начинаю еще в автобусе. Преимущество передвижения на автобусах - с высоты видно дальше и больше... только стекла мешают, конечно. Не могу удержаться от фотографирования удивительных каменных образований среди густой зелени.



4. Все новые и новые столбы появляются за каждым новым поворотом серпантина. Но я все еще не подозреваю, что наш пеший маршрут будет пролегать непосредственно среди этих чудес!



5.



6. Подъезжаем к деревне Алтынкая.



7.



8. А вот и знакомая (по прошлому году) картина: живописно-развалюшного вида домик с террасой у древней стены театра античного города Сельге. Высаживаемся ;)



9. Наша экскурсия по городу, а вместе с ней и треккинг-маршрут, начинается с театра.



10. А театр в Сельге начинается не с вешалки... а с местных тетушек и детей в цветастых шароварах ("шальварах" по-турецки), молниеносно слетающихся к новым "жертвам" - туристам, как мухи на варенье.



11. Гид нашей группы рассказывает вкратце об античных театрах и истории Сельге. Надеюсь, местной девочке с кучей деревянных ложек-поварежек на продажу что-то из рассказа о древних достопримечательностях запомнится. Хотя бы сам факт, что для кого-то они могут быть настолько важны и интересны, что ради них столко народу приезжает в эту глушь... А может, для этого ребенка все дело ограничится лишь торговым интересом, по примеру старших родственниц... Раз приезжают - надо им чего-нибудь продать...



12. Ассортимент такой:



13. А вот и мы. Муж обновляет палки для треккинга, его брат Фарук вооружен, главным образом, айфоном :)



14. Я тоже оборудована айфоном палками :)

IMG_4639.JPG

15. Живописные руины сцены театра.



16. Печальные тетушки, оставшиеся без заработка за наш счет.



17. Движемся дальше. По пути встречаем представительницу местной молодежи, пока не занятую в торговле и туризме...



18. Она дарит мне пронзительный взгляд прекрасных карих глаз. А я думаю о том, что у меня дома живет очень похожий на ее друга зверь :)



19. Сельские пейзажи...



20. Сельский быт...



21. Устремляемся в гору.



22. Здесь нас ждет портал в параллельный мир...



23. Один за другим наши спутники исчезают под каменной аркой...



24. А за ней - вот что :)



25. Самое время разузнать, что за город здесь был такой, и чем занимались и отметились в истории его обитатели, из всего наследия которых в относительно целости остался нам только этот театр. Призову на помощь iltg2009, в блоге которого (iltg2009.ya.ru) история города подробно изложена в нескольких постах: раз, два, три, четыре. Поскольку я.ру закрывается, позволю себе скопировать сюда то, что относится к истории города из этих постов. Лучше мне все равно не написать ;)

"Как характерное прежде всего греческой культуре сооружение, появился театр здесь уже после походов Александра Македонского, повлекших за собой эллинизацию Малой Азии и в том числе селгов, по происхождению лувийцев (индоевропейский народ, родственный хеттам). Впрочем, сами селги утверждали, что они изначально эллины, ибо основал их город в XII в. до н.э. знаменитый греческий прорицатель Калхант, возглавивший после Троянской войны поход с целью колонизации южных берегов Малой Азии. Побудило же его покинуть родные края поражение в поединке прорицателей (об этом событии, а равно о более несчастливой версии судьбы Калханта можно прочитать в разделе про Кларос."



"Селгеи были весьма воинственным народом (на юге города находился даже храм бога войны, лучника Санды - одного из хетто-лувийских богов войны, ухитрившегося попасть и в греческий пантеон), они считали это несомненным доказательством последующего прибытия в город лакедемонян (т.е. спартанцев). Впрочем, в VII в. до н.э. выходцы из Пелопоннеса действительно основали ряд городов не столь далеко отсюда (например, Фаселиду - Фазелис). Так что все же полностью исключать появление тогда в Селге какой-то группы лакедемонян не стоит."

26."Отличались жители Селге не только независимым нравом, но и хорошим политическим «нюхом» - когда эти края посетил Александр Македонский, то «пришли к нему послы от селгов. Это … варвары, писиды; город у них большой, и они люди воинственные. Они давно уже враждовали с термесцами [с которыми воевал Александр], и потому и отправили к Александру посольство, прося его дружбы. Александр заключил с ними мир, и они были с этого времени неизменно ему верны» (Арриан «Поход Александра»)."



"Разумеется, дружба с Александром по сути означала подчинение, хоть и почетное. Зато преемникам великого македонца город был точно не по зубам – из всех окрестных полисов только Селге в течении всего III в. до н.э. продолжал чеканить свою монету по еще персидскому (доэллинистическому) стандарту, что являлось явным признаком фактической независимости."

27. "Впрочем, стоит отметить нахождение Селге вдали от торговых и военных путей, связывавших южное побережье и центральные районы Анатолии, да еще и в труднодоступных горах. Так что по сути единственной причиной попытаться подчинить себе Селге для монархов великих эллинистических государств могло быть лишь устранение «дурного примера» независимости полиса. С учетом же воинственности селгеев тратить на получение столь эфемерной выгоды слишком большие силы и средства вряд ли кому-то хотелось." 



28. Панорама в полном размере здесь. Полазить как следует по этой обширной территории, сплошь усыпанной осколками зданий и построек когда-то большого города, у нас не было возможности. Визуально различить что бы то ни было издалека может, наверное, только специалист. Поэтому для меня это просто живописная груда древних камней в красивом горном обрамлении ;)



29. "Хоть и расположен Селге в труднодоступной местности, но по крайней мере один раз именно у его стен кипел бой, о чем повествует античный историк Полибий: "В 218 году до н.э. отпавший от сирийского царства Селевкидов правитель Малой Азии Ахей послал своего полководца Гарсиериса на помощь осажденному селгеями Педнелису (соседу Селге с запада). В битве под Педнелисом селгеи потерпели поражение и бежали, а Гарсиерис пустился за ними в погоню, стремясь пройти узкие горные проходы и приблизиться к городу Селге прежде, чем бегущие смогут организовать сопротивление. Когда он подошел к городу, павшие духом селгеи решили отправить к Гарсиерису послом одного из граждан, Логбасиса, приемная дочь которого была супругой Ахея." 



30. "Но Логбасис тайно предал соотечественников и пообещал Гарсиерису выдать город. Гарсиерис отправил вестников к Ахею, а с селгеями он заключил перемирие, но затягивал окончательные переговоры о мире, поджидая Ахея. Тем временем между противниками установились мирные отношения, осаждавшие ходили в город к осажденным за продовольствием. Когда подошел Ахей, Логбасис собрал его солдат в своем доме и стал со своими сыновьями готовиться к битве. Для совещания по поводу заключения с Ахеем мирного договора в Сельге было народное собрание, куда призвали и находившихся на страже граждан. В это время Ахей с половиною войска пошел на самый город, а с другой половиной Гарсиерис направился к так называемому Кесбедию - святилищу Зевса, благодаря выгодному местоположению господствующего над городом: оно занимает место кремля." 



31. "Случайно козий пастух заметил происходящее и принес весть о том в народное собрание. Селгеи бросились защищать свои посты и Кесбедий, изменника Логбассиса казнили на месте, через глашатая объявили свободу рабам, а сами поделились на отряды и устремились на защиту удобных пунктов. Им удалось отбить нападение, но силы осаждавших перевешивали, и в итоге был заключен мир, положивший конец войне: селгеи отстояли свою независимость, но выплатили Ахею семьсот талантов(немалую сумма, на которую можно было содержать 10 тысяч наемников целый год), и освободили пленных педнелисян. Помимо получения богатого выкупа, Ахею в этом походе также удалось отобрать у египтян богатые прибрежные города (в числе которых широко известные Аспендос и Перге), являвшиеся по всей видимости истинной целью похода на помощь незначительному писидийскому городку - Педнелису.». 



32. Итак, в течении III в. до н.э. городу удавалось оставаться независимым, находясь на границе владений Сирии и Египта. Однако в 197 г. до н.э. сирийский царь Антиох III Великий отобрал малоазиатские владения египтян, превратив таким образом территорию Селге в анклав. А под 193 г. до н.э. римский историк Ливий сообщает, что Антиох «с наступлением весны двинул все свои сухопутные силы против писидийцев...». Вполне возможно, что речь идет о кампании против селгеев и/или их союзников. Кампания, впрочем, окончилась очень скоро, ибо царь получил известие о внезапной смерти наследника, а далее вспыхнула война с римлянами, завершившаяся в 188г. до н.э. сокрушительным поражением сирийцев.
По условиям мирного договора сирийские владения в Малой Азии передавались римскому союзнику Пергаму. При этом общее правило гласило, что «бывшие данники Антиоха, принявшие сторону римлян, получили освобождение от повинностей [т.е. стали независимыми]; всем городам, державшим сторону Антиоха, приказано было платить дань Эвмену [царю Пергама]». К какой категории отнесли селгеев неясно: вряд ли они «держали сторону Антиоха», но и особых заслуг перед римлянами не имели. Так что пергамские цари вполне могли предъявить претензии на Селге, или, по крайней мере, притеснять оказавшийся в анклаве город."




33.
167 г. до н.э. относится краткое сообщение античного историка Помпея Трога: «Война царя Эвмена с галлогреками и с селегенами в Писидии». В том году римляне наказали еще одних своих союзников, родосцев, за колебания в ходе 3-й римско-македонской войны: Родос лишили владений в расположенной на южном побережье Анатолии Ликии, создав независимую Ликийскую лигу. Этот пример вдохновил галатов и некоторые города Писидии (например, расположенную к северо-востоку от Селге Амбладу) на восстание – Пергам ведь тоже не слишком надрывался, помогая римлянам в Македонии, а значит на военную поддержку Рима ему рассчитывать не приходилось. По видимому, Селге либо принял участие в восстании (если ранее был подчинен пергамцами), либо просто поддержал своих соседей в борьбе против опасного для всех противника.

О ходе военных действий свидетельствует лишь одна фраза из труда Трога – «По смерти царя Эвмена [а это уже 160г. до н.э.] заступивший его место Аттал вел войну с селегенами», показывая, что скорой победы у пергамцев не получилось, и неизвестно, получилось ли вообще. Кстати, это именно тот Аттал II, который основал нынешнюю Анталию (Атталию).

Далее события развивались несколько необычно - в 133г. до н.э. умер пергамский царь Аттал III, завещавший свое царство Риму. Так Селге оказался посреди римской территории, и был вынужден договариваться уже непосредственно с гегемонами Средиземноморья. Причем, по-видимому, достаточно удачно – «что касается их отношений с римлянами, то они получили от них эту землю [т.е. свою] во владение на определенных условиях» (Страбон). Неприятно кончено выпрашивать свою землю, но, с другой стороны, стать обычным городом провинции еще хуже." 



34. "Об участии селгеев в бушевавших в Анатолии в 89-64 гг. до н.э. Митридатовых войнах между Понтийским царством и Римом ничего неизвестно, т.е. они, как обычно, уклонились от вмешательства в глобальную политику. И зря – те, кто поддержал тогда римлян (как, например,Афродисиада), заложили основы своего «независимого» статуса, главной выгодой которого было отсутствие римских налогов.

Не отмечено участие селгеев и в римских гражданских войнах 40-х годов, за заслуги в которых союзные победителям, Августу и Антонию, города получили массу льгот, действовавших аж до конца III века нашей эры. Потому Селге в 39 г. до н.э. был отдан Антонием, вместе со всей Писидией, царю Галатии Аминте. Впрочем, для утверждения своей власти последнему пришлось потрудиться: «он пытался истребить киликийцев и писидийцев, бежавших с Тавра в страну, которая была подвластна фригийцам [т.е совершавших набеги на северные, равнинные области царства]. Ему удалось захватить много местечек, прежде неприступных, и, между прочим, Кремну
.

Но покорил ли Аминта селгеев до своей гибели в войне с киликийским племенем гомонадов (живших восточнее Селге) – опять таки неизвестно. Зато по смерти Аминты в 25г. до н.э. все его царство преобразовали в новую провинцию, после чего всякие вопросы о статусе селгеев отпали: «в настоящее время они целиком подчинились господству римлян и входят в состав области, ранее подвластной Аминте [т.е. в провинцию Галатия]»."  



35. Рассказ об истории Сельге завершается у iltg2009 военным эпизодом 399 года н.э., когда командир наемников-готов Трибигильд поднял в Малой Азии мятеж против императора и начал разорять окрестные провинции набегами.

Однажды Трибигильд «решил отправиться в граничащую с Писидией Памфилию [побережье между Антальей и Аланией]. Его лошади не могли одолеть плохие дороги, однако армия не препятствовала его продвижению. И тогда житель небольшого города Селге Валентин, обладавший определенным опытом в военных делах, собрал отряд из рабов и местных жителей, привычных бороться с разбойниками в этом районе. Заняв холм над тем местом, где должен был проходить Трибигильд, они могли, оставаясь незамеченными, обозревать любого идущего этим путем, даже если бы дело происходило днем."



36. Трибигильд и его варвары, спеша по прямому пути в низинную часть Памфилии, появились ночью возле Селге, где сильно пострадали от огромных камней, сбрасываемых на них сверху. Они не имели пути к спасению, ибо [с другой стороны от холама] дорогу ограничивали глубокое озеро и болота, а выход был возможен через крутой узкий проход, с трудом вмещавший по два человека в ряд. Этот извилистый проход местные жители называли Улиткой, за его схожесть с данным животным. Здесь располагалось значительное количество воинов во главе с Флоренцием [т.е. солдат римской армии].
Варваров осыпали сверху градом камней, так что большинство из них погибло; они сгрудились на столь малом участке, что редко какой камень не находил себе жертвы. Многие из них бросались с конями в озеро, дабы избежав смерти от камней исчезнуть в водах. Однако, сам Трибигильд с тремя сотнями людей достиг Улитки, где подкупил Флоренция большой суммой денег, дабы их пропустили через проход, и тем самым спасся» (Согласно византийскому историку V века, Зосиме). Ну что ж, коррупция во все времена была страшным злом."



37. Во времена Византии город постепенно пришел в упадок, а к VII веку был и вовсе покинут жителями из-за переноса торговых путей, связывающих внутреннюю Малую Азию с Памфилилией, и опустошительных набегов арабов. Кратко история города изложена в википедии: ru.wikipedia.org/wiki/Сельге. А мы отправляемся дальше, вот по этой тропе...



38. Наш боевой отряд :)



39.



40.



41.



42. Обогнув холм, мы пошли по дороге, справа от которой открывался прекрасный вид на долину.



43. Любуемся местными хвойными деревьями, можжевельником и каким-то особенным видом сосен - забыла название.



44. Панорама в полном размере здесь.



45.



46. Склоны холмов, по которым живописно разбросаны домики жителей деревни
Алтынкая, до сих пор хранят следы древнего земледелия - укрепленные камнями террасы.



47. Процитирую iltg2009 в последний раз:
"Обратимся к произведению античного географа Страбона: «Впоследствии город … благодаря управлению в соответствии с законами достиг столь большого могущества, что даже насчитывал некогда 20000 жителей». И на естественный вопрос «чем же такое количество населения здесь питалось?» Страбон сразу же отвечает: «Природа этой области удивительна: между вершинами Тавра расположена весьма плодородная земля, способная прокормить десятки тысяч людей; во многих местностях там растут маслины и прекрасные виноградники, кроме того, есть обширные пастбища для разного рода скота»."



48."Но не одним аграрным производство жило Селге:
«Кругом над этой страной горные вершины поросли лесами разных пород. В наибольшем количестве там произрастает стиракс – невысокое прямое дерево, из которого изготовляются стираковые дротики, похожие на кизиловые. Внутри стволов этих деревьев водится какая-то разновидность древесного червя.
Этот червь проедает дерево до поверхности и выбрасывает измельченные крупинки древесины вроде отрубей или опилок, отчего у корней дерева образуются кучи таких опилок, затем начинает источаться какая-то жидкость, легко сгущающаяся подобно камеди. Часть этой жидкости стекает на кучи древесной муки у корней дерева и смешивается с ней и с землей, кроме некоторого количества, которое сгущается на поверхности и остается прозрачным; другая часть жидкости застывает, стекая по поверхности ствола, и также остается чистой.
Из нечистой части жидкости приготовляется смесь древесной муки с землей – более ароматная масса, чем чистая жидкость, однако по силе других свойств уступающая ей (хотя большинство об этом не знает). Стираксовую смолу благочестивые люди употребляют в большом количестве в качестве благовония для курений. Славятся также сельгийский ирис и изготовляемая из него мазь»."



О каком растении идет речь, не совсем понятно: по запросу "стиракс" гугл и википедия выдают растение, произрастающее совсем в другом регионе:
"Сти́ракс(лат. Styrax) - род небольших деревьев или крупных кустарников семейства Стираксовые, состоящий из 130 видов, распространённых в Восточной и Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америке."
Другие ссылки указывают на ликвидамбар, который " при поражении коры выделяет ароматичную камедь, известную как сторакс или стиракс которая используется в парфюмерии и производстве лекарственных средств."

В этом походе мы встретились с одним интересным растением, которое я покажу в следующих постах. Не думаю, что это стиракс, или ликвидамбр, но оно меня тоже очень заинтересовало ;)

49. Мы снова вышли к театру, только с другой стороны долины. С дороги открывается отличный вид на него.



50.



51. Здесь мы остановились передохнуть в тени террасы у магазинчика. Закупились напитками заодно - прогулка по руинам города под палящим солнцам успела немного утомить, хотя поход еще не успел начаться, как оказалось в последствии :) Пока все сидели на террасе, я, конечно, отправилась на разведку. Рядом дом хозяев, огород, виноградная лоза...



52. Пойдешь за солью к соседям - а на пути вырастут каменные исткуны. Местные наверное уже давно не удивляются их необыкновенным формам ;)



53. Под крышей террасы - не то украшения, не то обереги.



54. Матрешки a la turca :)



55. Отправляемся в путь. В тенечке под огромным деревом отдыхают, как нам сказали, не лошади, а мулы.



56.



57.



58.



59. Встречаем и местных буренок ;)



60. Последний штрих - футуристически выглядящая в этом месте остановка, установленная администрацией Манавгата (к району которого относится Алтынкая). Вроде как, автобус сюда приезжает дважды в день, утром и вечером - вероятно, из расположенного внизу, у реки Кёпрючай, поселка Карабюк.


 



Продолжение похода следует!
 

This entry was originally posted at http://meladan.dreamwidth.org/507196.html. Please comment there using OpenID.
А я-то, глядя на первое фото, думала - чего эта тейзяка среди туристов делает? Для меня все эти вязаные мочалочки и салфеточки - артель "Напрасный труд". Ну вот что с ними делать?

Скалы такие... такие... прямо любуюсь. Очень привлекают меня вычурные каменные формы. И чем-то похожи на скалы в районе города Чине - не проезжали вы в тех краях?

А фото по ссылке на iltg2009 у тебя открываются? У меня они все недоступны...
хехе, "тейзяка" - какой термин прелестный :) да, напрасный труд и есть. специфическое у них представление о прекрасном :) мне кажется, они сделали бы гораздо лучший бизнес, если бы предлагали туристам натуральные деревенские продукты, например.
скалы будут в следующем посте, в большом ассортименте ;)
В Чине я не бывала, как и вообще на Эгейском побережье пока что.
Фото по ссылке почти все не откраываются, не знаю, в чем причина. Я утащила к себе только текст про историю города.
Да я посмотрела на ее выражение лица - и термин сам собой появился))). Полностью согласна - лучше бы яблочки какие продавали, я так с удовольствием бы прикупила.

Ждем продолжения!)
Прекрасно! Восхищена вашей туристическо-спортивной группой, такие молодцы))

а тетушки...они везде такие тетушки))
группа очень активная и хорошо физически подготовлена, в отличие от меня :) но маршруты у них каждую неделю разные, и один другого краше - так что измучившись после похода, в который раз себе обещаю - больше никогда! - и все равно потом с ними иду :)
Есть вот в этих руинах, остатках древнего мира какое-то очарование. Именно не красота, а очарование - в сочетании с сельским пейзажем и горами...

оффтоп: а что с я.ру, почему он закрывается?
Интересно, сколько времени должно пройти, чтобы руины обрели такое очарование взамен пугающей атмосферы.
Про Я.ру - это у Яндекса нужно спросить, почему :) висит уведомление, что 28 июля сервис дневников закрывают, предлагают переехать в жж - но мы и так здесь :)
В каждом месте по-разному, я думаю.
Здесь прошлое уже настолько далеко, что вообразить его сложно. В том же Каякее прошлое еще не совсем стало прошлым.

Про Я.ру - а я и не видела, сейчас вот только обратила внимание.
Ну ладно, действительно, мы уже здесь.
да, Каякёй как раз пока еще пугает, а древние гробницы - не особенно ;)
Меня гробницы пугают, все же. Особенно те, где лежали мумифицированные тела. На гробницы смотрю издали, внутрь не захожу :)
ну, такие как в Египте меня бы тоже напугали, наверное - меня закрытые пространства вообще не очень радуют :) я имею ввиду те, что в турции, всякие саркофаги или скальные захоронения - давно опустевшие и для меня выглядящие более чем умиротворенно.
А мне и древние ликийские - очень нравятся, рядом или издалека, но внутрь не пойду.
Мне кажется, внутрь гробницы лезть вообще не этично... и зачем? мне всегда хватало осмотра и любования со стороны. Ликийские саркофаги - конечно, любимцы - чем больше, тем лучше ;)
Точно, неэтично, я не могла подобрать слова!
А я вот не раз наблюдала, как туристы там ползают.