ежик

О женщинах и любви

18155979_1493527094021824_7048075886951751156_o.jpgPeter von Cornelius. The Three Marys at the Tomb. 1815-1822

Вчера был день, когда в церкви вспоминают жен-мироносиц. Фейсбук принес прекрасные слова на эту тему, открывшие для меня несколько новый ракурс.
 
"Сегодня день жен-мироносиц.
На проповеди я задумался о том, почему ко гробу Иисуса из Назарета первыми пришли именно они.

Евангелие представляет нам портреты разных людей, близких ко Христу: Его Мать, его ученики, его друзья...
Среди них были те, кто проповедовал о Нем, кто исцелял во имя Его, кто делил с Ним тяжесть жизни странствующего под палящим солнцем проповедника, "не имеющего места, где главу преклонить".
Апостолов, например, объединяет то, что они, в меру своего понимания, чувствовали себя сподвижниками Иисуса. Теми, кто делает с Ним общее дело. Апостолы чувствовали силу учителя, подчас делили венцы предстоящей победы: "кто воссядет справа от Тебя?"
Когда, Учитель был арестован и осужден, то для большинства из них это было крушением всей жизни: только Иоанн находит в себе силы придти к Голгофе, к месту распятия...
Почему так?

И здесь открывается нечто очень важное. Для Иоанна, для Богородицы Марии, для жен-мироносиц распятие не стало точкой. Потому что главное, что их связывало с Иисусом, - даже не общие идеи или взгляды. Но любовь к Нему как к личности. И именно эта любовь ведет их к Голгофе, а позже, с драгоценным маслом, ко гробу...

И это важно для каждого из нас не только в плане христианской веры. Евангелие учит удивительному: разность взглядов и идей не выше любви. Разделение должно преодолеваться. И это возможно, если взглянуть на человека в его глубине: увидеть за наносным, - главное. Увидеть собеседника, поверить в возможность диалога. Но возможно ли это без того, чтобы человек сначала стал важен для нас? Без того, чтобы хотя бы немного его полюбить? Думаю, нет.

Христу важны не только и не столько наши идеи или наше богословие. Он хочет, чтобы Его учеников узнавали по любви (Ин.13:35).
Разумеется, это не значит, что в жизни христианина нет места идеям и богословию. Разумеется, есть. Разумеется, это прекрасно. Но, еще и еще раз скажу: если "метафизика" не построена на любви, если она не воплощается в жизнь делами, то грош ей цена."
 
***
Еще интересный ракурс из комментов к посту:

Алексей Воробьёв Кстати, а может, помазание ароматами было именно женским делом?
(Но ученики все равно и камень не пошли отваливать)

Inga Leonova
Исторически - нет. Вообще женщины не могли прикасаться к мужскому телу. Подвиг мироносиц совершенно не осмыслен в христианской Традиции, за исключением некоторых отдельных современных текстов. В принципе за то, что они попытались сделать, по Закону они были бы казнены.

Алексей Воробьёв В Пятикнижии есть нормы, запрещающие помазать тело?

Inga Leonova 1) Покойник становится нечистым, и поэтому для помазания тела существуют специальные люди, которые благословляются на это дело. Все остальные оскверняются прикосновением к покойнику. 2) Человек противоположного пола не может прикасаться к телу. Соответственно, женщины рискнули нарушить сразу два важных табу.

***

От себя добавлю, что в мусульманской традиции уход за телом покойного осуществляют его близкие родственники того же пола. А в погребении женщины вообще не участвуют, они остаются дома, и не присутствуют на кладбище - приходят туда уже потом. Возможно, у этого обычая еще более древние и общие для культуры семитских народов корни. И такой ракурс еще больше оттеняет поступок тех женщин - они пришли, забыв о себе, забыв обо всем, кроме своей любви, и потому что больше не осталось никого рядом с Тем, Кого они любили.


***

О том же - цитата из Протопресв. Александра Шмемана:

"Этим людям, этим женщинам не открывал Христос, как двенадцати избранным им апостолам, тайн будущего, они не знали ни смысла его смерти, ни тайны грядущей победы, грядущего воскресения. Для них смерть учителя и друга была смертью, концом, и притом страшной и позорной смертью, страшным концом и обрывом. Они стояли у Креста только потому, что любили Иисуса, и, любя, сострадали Ему. Они не оставили это бедное, измученное тело, но совершили все то, что извечно совершает любовь при последнем расставании. Те, кого просил Христос побыть с Ним в час страшного борения, когда, по слову Евангелия, начал он «ужасаться и тосковать», те — бросили его, бежали, отреклись. Те же, кого Он ни о чем не просил, остались верными своей простой человеческой любви. «А Мария стояла у гроба и плакала». Так сквозь все века плачет любовь, как сам Христос плакал у гроба друга своего Лазаря. И вот — эта любовь первая узнала о победе; этой любви, этой верности первой дано было узнать, что не надо больше плакать, что «поглощена смерть победой» и нет и не будет уже никогда этой безнадежной разлуки.

Так вот, значит, смысл этого воскресенья жен-мироносиц. Оно напоминает о том, что любовь и верность одни сияли тогда, в той безнадежной тьме. Оно зовет нас к тому, чтобы не умерли и не исчезли ни верность, ни любовь в мире. Оно судит наше малодушие, наш страх, наше вечное и рабское самооправдание. Таинственные Иосиф и Никодим, или эти женщины, идущие на рассвете ко гробу, — так мало места занимают в Евангелии. И однако именно здесь решается вечная судьба каждого из нас.

Мне думается, что именно в наши дни мы особенно нуждаемся в воспоминании об этой любви и о простой человеческой верности. Ибо наступило время, когда и их развенчивает воцарившееся в мире злое учение о человеке и человеческой жизни. Веками, слабо, но светил и мерцал в мире отблеск верности, любви, сострадания, что молча присутствовали при страданиях всеми брошенного Человека. И нам как за соломинку надо хвататься за все то в нашем мире, что еще живет теплом, светом простой, земной человеческой любви. Любовь не спрашивает человека о теориях и идеологиях, она обращена к его сердцу и его душе.

Грохотала человеческая история, рождались и падали царства, строилась культура, бушевали кровопролитные войны, но всегда, неизменно над землей, над этой смутной и трагической историей светил образ женщины. Образ заботы, самоотдачи, любви, сострадания. И не будь этого присутствия, не будь этого света, наш мир, несмотря на все его успехи и достижения, был бы всего лишь страшным миром. Можно не преувеличивая сказать, что человечность человека спасала и спасает женщина, и спасает не словами, не идеями, а вот этим своим молчаливым, заботливым, любящим присутствием. И если, несмотря на все зло, царствующее в мире, не прекращается тайный праздник жизни, если он празднуется в бедной комнате, за нищенским столом так же радостно, как во дворце, то радость и свет этого праздника в ней, в женщине, в ее никогда не иссякающей любви и верности. «Вина не хватило...» И пока она тут — мать, жена, невеста — хватит вина, хватит любви, хватит света на всех..."

William Bouguereau, The Three Marys at the Tomb, 1876.jpg
William Bouguereau, The Three Marys at the Tomb, 1876


Почему-то не к месту, может быть, вспомнилась эта песня. А может быть, к месту, так что пусть будет. Размышление о женской... природе? роли? доле? судьбе? :)



Всех с праздником, вчерашним и сегодняшним - первого мая привет!


This entry was originally posted at http://meladan.dreamwidth.org/648299.html. Please comment there using OpenID.
Люда, а можно вопрос?) Просто мы лично общались один раз всего, а раньше я в твоем ЖЖ не видела столько про христианство. Это недавно ты погрузилась? И это интерес академический или другой? Мне очень интересно. Но, если не хочешь - не отвечай.

Edited at 2017-05-01 02:11 pm (UTC)
О, я завсегда рада поговорить о христианстве и вообще мировоззренческих вопросах :)
У меня есть тэг " о вечном и важном", по нему довольно много накопилось записей на тему веры и христианства. Эта тема мне всегда была важна и интересна, я христианка, хожу в православную церковь. Тема веры, религии и Бога мне с юности интересна, лет с 18 начала изучать христианство сознательно, в то время моя семья "воцерковилась", но я смотрела на все это со стороны (иногда с ужасом:), иногда ходила с ними в церковь (такое желание у меня и раньше возникало), но ни в чем не участвовала, просто читала-слушала на тему, постепенно копила информацию. В Анталье стала уже сознательной прихожанкой, хотя и не регулярной. Думаю и читаю по этой теме регулярно, но не всегда это отражается в жж, хотя на Рождество и Пасху, что понятно, происходят "сезонные обострения" и что-то выплескивается, ибо "не могу молчать" :) Пишу все это в первую очередь для себя (как и все, что я пишу), но рада и поделиться с теми, кто мои мысли и чувства разделяет или интересуется темой.
Два года назад решила прочитать ветхозаветную историю в пересказе, но увлеклась так, что начала читать и сам Ветхий Завет, к которому долго не знала, как подступиться (Евангелие, само собой, уже читала и читаю периодически); так у меня завелся тэг "библейская история", по которому появляются по мере прочтения и усвоения мною информации по теме посты про героев Ветхого завета, в хронологическом порядке - т.к. я чукча-писатель и мне нужно не только конспектировать материал, но и им делиться :)
Короче говоря, интерес к истории христианства (и шире, к истории религий) у меня и академический, и личный - надо знать мат.часть:) Мечтаю, закончив такой мой разбор Ветхого и Нового заветов, ознакомиться и с основными источниками по другим мировым религиям, но всему свое время.


спасибо!
не ограничивайся чтением, не стесняйся писать комменты, если будут мысли по поводу!

У меня при прочтении некоторых цитат мурашки по коже...
Я вчера случайно попала на службу, в римско-католическую церковь, на словацком языке. Зашла как турист, но осталась немного послушать. Не поняла о чем она была, конечно.... сейчас вот еще раз задумалась, была ли она как-то связана с женами-мироносицами?

я как-то тоже попала на мессу во Львове, на польском, кое-что было похожим на церковно-славянский, очень красиво все, с органом и пением. не нашла информации о памяти жен-мироносиц в католической традиции, кроме того, что пришедших ко гробу женщин называют не мироносицы, а "три Марии" https://en.wikipedia.org/wiki/The_Three_Marys - что отражено и в названиях картин в этом посте. интересно, что, к примеру, второе воскресенье после Пасхи и у католиков посвящено памяти о "Фоме неверующем", а вот дальше традиции расходятся. но, думаю, у них тоже есть свой календарь и каждый день есть традиция литургического воспоминания определенных событий и святых. вот сайт интересный, можно почерпнуть информацию о католической традиции, про мессу, например: http://рускатолик.рф/category/mass/
просто поступками мужчин двигает рациональность,
а женщинами - чувства -
поэтому они легче идут к Богу, не вдаваясь в лишние размышления
есть такая буква в этом слове :) но я не очень люблю подобные обобщения, особенно по гендерному признаку. мужчины с Марса, женщины с Венеры... где-то тут же начинаются сексизмы вроде "женская логика". я вот женщина, и пытаюсь идти к Богу, но не могу сказать, что не вдаюсь при этом в лишние размышления - даже слишком. а на иных мужчин посмотришь, и не видишь никакой рациональности, сплошной "играй, гормон". мне кажется, культурная обусловленность женского или мужского поведения и мышления сильнее биологической, мы все играем по правилам, которым научены, в основном - но этим не определяемся и не исчерпываемся.
а Христос в эти игры не играл, и не делая различий обращался к каждому и каждой как к Человеку, неважно какого ты пола, возраста, социального статуса, нации, веры. и если мироносицы действительно нарушали принятый обычай (если помазание тела благовониями должно было производиться людьми одного пола с умершим, как в комментах к первому посту упомянули) - это тоже был отклик на это обращение Христа к ним. не побояться нарушить правила, действовать не по шаблону - ради любви, ради Человека.
мне вот что еще интересно - поняли ли эти трогательные женщины, в результате, что собственно произошло, раз они совсем были не в теме?
весь масштаб произошедшего и ближайшие апостолы не поняли до конца, пока на них не сошел Святой Дух через 50 дней, и то - сформулировать значение воплощения и воскресения Христа удалось не сразу. а женщины не совсем уж не в теме были, они были близки и к Марии, а кто, кроме нее, был ближе к Нему? вообще все Евангелие о том, что теория это прекрасно, но все главное познается в опыте, и у каждого и каждой вокруг Христа этот опыт переворачивающей жизнь встречи с Ним был. а еще про теории - получается, апостолы в том числе стали пленниками своих теорий о Христе, которые обрушились с распятием и смертью (а Иуда из-за собственной теории вообще стал причиной именно такой смерти). только Иоанн оказался, как и женщины, свободен от теорий и открыт данному в непосредственном опыте любви.
как всегда, исчерпывающий ответ :) все, кто был чист сердцем, любили Его by default и незаметно для себя становились причастными