meladan (meladan) wrote,
meladan
meladan

Я уже писала про нашу вылазку в Пирогово, в мир деревенской пасторали, соломенных крыш, палисадников с подсолнухами, хат всех размеров и цветов.
Но больше всего нас обоих впечатлили ветряные мельницы!
Поэтому их я оставила на сладкое.



Мы в свое удовольствие набродились вокруг мельниц хороших и разных, и согласились в том, что есть в них что-то совершенно мистическое. Поэтому вернувшись домой я решила разораться, что же именно находили потустороннего, мистического, сюрреалистического, магического и метафизического и прочего в идее мельницы люди всех времен и народов. Оказалось, что ко всему вышеперечисленному мы с Онуром оказались не глухи, и мистических смыслов тут можно найти вагон и еще маленькую тележку...
хочешь - астрономические и метеорологические параллели и меридианы ассоциации:
с мельницей сопоставлялась туча, набухшая дождем или снегом, снег сравнивался с тонко промолотой мукой, и даже Млечный путь ("Mühlenweg", т.е. "мельничный путь" в некоторых немецких регионах) становился зримым свидетельством неутомимой деятельности небесных жерновов. Жернов фигурировал и как знак солнца (ср., в частности, геральдическую символику) или вращающегося небосвода.
хочешь - чисто механические: "стало быть, все перемелется" - мельница в творчестве скандинавов перемалывала не только муку, но и злато-серебро, и врагов. А у язычников - вообще это инструмент для человеческих жертвоприношений...
К тому же, поскольку мельница перемалывает зерно, этот вдохновитель мифов о воскресающей и умирающей расительности и природе, - это приводит к мысли не только к плодородию, но и смерти:
в месопотамском летнем обряде оплакивали Таммуза*, кости которого смолоты в мельнице и развеяны по ветру.
Отметим и смоделированный по образу мельничного здания домик Бабы-яги, отмечающий вход в подземное царство, а также мотив мельницы в аду, прослеживаемый от раннесредневековой ирландской литературы до творчества Данте и
Босха
*привет турецкому месяцу temmuz, вот откуда у него ноги растут! равно как и у еврейского таммуза
Но едем дальше:
"мистическая мельница" средневековых церковных аллегорий, главным образом - символ таинства евхаристического пресуществления в так называемой мельнице гостий (Hostienmühle) - в соответствии со знаменитым евангельским уподоблением Христа пшеничному зерну (Иоанн, 12, 24).
И, наконец, мельница как колесо Фортуны, из пантеона языческих божеств перешедшей в сонм христианских аллегорических персонификаций: неумолимое колесо, возносящее нищих и незвергающее королей "отметилось" даже в в ажурные круговых окнах любимых мною готических соборов Высокого Средневековья: иллюзорный "бег на месте", т.е. контрастное сочетание движущихся махов и неподвижного корпуса, - это парадоксальное сочетание покоя и движения было свойственно и самой Фортуне. И "счастному колесу", и мельничным жерновам был в одинаковой мере присущ момент механической безжалостности. Наконец, даже сам источник энергии - ветер - весьма часто трактовался как проявение могущества Фортуны.
Смыслы были почерпнуты из статьи на сайте о "Мельницах - из глубины веков до наших дней" (в частности, там подробнее раскрыта символика Евхаристии), а еще одну хорошую статью о том же, но более емко и с картинками, я утащу прямо сюда:

Мельница
Анна Кривошеина Первоисточник: журнал "Человек без границ"
(жирный курсив в тексте - мой)

Время мельниц...
Время мельниц и великанов...
"Время мельниц давно миновало, но все же этот образ живет с нами с детства. Древний символ по-прежнему хранит в себе тайны неба и земли...

Из пушинки лебединой,
Из кусочка веретенца,
И из молока коровы,
И из ячменя крупинки...

Эпос «Калевала»

Из этих предметов выковал божественный кузнец Ильмаринен чудесную мельницу Сампо в Стране Севера, таинственной Похьеле (корова, лебедь, зерно и веретено — важные символы, встречающиеся во многих мифах о сотворении). Мельница Сампо вросла своими корнями в гору, подобную мировым горам всех культур, и являлась источником неизмеримого богатства — именно поэтому герои похитили ее для мира людей. По дороге она разбилась, и благодаря ей появились пашни и посевы, а ее пестрая крыша превратилась в небосвод со звездами.
Образ космической мельницы подобен образу мирового дерева, соединяющего все мироздание в единое целое. Как кружение крыльев большой мельницы воспринималось кружение звезд вокруг Небесного северного полюса, связанного с центром Земли хрустальной прозрачной пуповиной — Осью мира (мировым древом). В средневековых трудах встречается важное понятие «скрытого полюса»*, вокруг которого вращается решительно все (это сближает символ мельницы и мандалу).

*(Пуп земли? привет Эко и его одержимцам из "Маятника Фуко"!)

Мельница — соединение вечного (круг) и временного, земного (четырехугольное «тело» мельницы), и только в их совместной работе рождается хлеб, необходимый для жизни. Скандинавский эпос «Старшая Эдда» говорит о vox molae — «звуке жерновов», который издает небесная зернотерка сестер-великанш Феньи и Меньи, а Млечный путь становился для многих народов зримым свидетельством неутомимой деятельности небесной мельницы.
Жернова великой мельницы никогда не останавливаются, и это вечное вращение символизирует бессмертие. Взлетающие и опускающиеся крылья ветряной мельницы, согласно средневековым толкованиям, говорят о нисхождении Бога к человеку и о взлете человека к Богу, о падении и возрождении, о циклической смене времен, мировых эпох.

Она обмолачивает вас, чтобы обнажить,
Она просеивает вас, чтобы освободить от шелухи,
Она размалывает вас до белизны...

Халиль Джебран. «Пророк. О любви»

Несение Креста (фрагмент). Питер Брейгель
Несение Креста (фрагмент). Питер Брейгель
Символ мельницы связан с представлением о справедливой судьбе, которая проводит человека через все испытания, чтобы он вернулся к своему истинному «Я», чистому и возвышенному. В средневековой алхимии использовалось понятие круговращения: «...через круговращение оно возвращается обратно к высочайшей и чистейшей простоте, Монаде». В христианской символике Иисус — святой, чистый хлеб.
Мельница перемалывает миллионы отдельных зерен, освобождая их от шелухи, в муку будущего хлеба — этот образ тоже использовался для передачи важного метафизического закона: из «огромного и нечистого Единого грядет сверхчистое и утонченное Единое» — суть вечного движения мира (немецкий алхимик, последователь Парацельса Генрих Кунрат). Это отразилось в обычае преломлять хлеб на праздниках — то есть осознавать и принимать общую судьбу, общую долю.

Посмотри, друг Санчо: вон там виднеются тридцать чудовищных великанов, я намерен вступить с ними в бой и перебить их всех до единого... Это война справедливая: стереть дурное семя с лица земли значит верой и правдой послужить Богу.
Мигель Сервантес. «Дон Кихот»

Сражение с мельницами — символ сражения с собственными страхами, которые искажают действительность и мешают жить настоящей жизнью. Сальвадор Дали, изображая на одной из своих картин мельницу, говорил, что это великаны — недостатки, отрицательные качества, — которые живут в нем и которые необходимо победить. Философ Хорхе Анхель Ливрага писал, что Сервантес в своем «Дон Кихоте» в символической форме дал замечательный совет, каким образом можно сделать это: «Великаны, когда ты осмелишься напасть на них, всегда превращаются в простые ветряные мельницы».

Символика мельницы проста и сложна, она касается бытия в целом — и отдельных событий жизни человека. Появление мельницы на картинах или в книгах часто остается незамеченным, однако всегда дает сюжету особый смысл. Так, на картине Брейгеля «Несение креста» на первом плане изображен Христос, поднимающийся на Голгофу и падающий под тяжестью креста; его окружают палачи и толпа зевак — и где-то далеко виднеется скала с ветряной мельницей: в вечном круговороте бытия перемелется все суетное и мелкое, а важное, значительное будет повторяться до конца веков. И на долгий-долгий путь «просеивания от шелухи до чистого хлеба божьего» обрекает себя своими действиями обезумевшая толпа, скованная страхами-великанами...
Быть может, нам стоит еще раз вглядеться в картины Босха и Брейгеля, вчитаться в книги Данте и Унамуно, Сервантеса, ирландские и скандинавские сказания и многие-многие другие, в которых, казалось бы, незначительной деталью появляется мельница, — чтобы не пройти мимо чего-то главного..."

Проникшись всем этим многосмыслием, добро пожаловать вглядываться - тут:
(UPD: обнорвила ссылку на альбом. если раньше не открывалось, попробуйте еще раз!)
Киев. Пирогово - Мельницы / Kiev. Pirogovo - the windmills
Tags: ukraine, август, история с географией, киев, мыслю-существую, пути и шествия, сорока-воровка (ссылки в копилку), фотки
Subscribe

  • Mersin 2021. Небо и море после дождя

    После поездок я вечно разрываюсь между желанием написать о них, не откладывая в долгий ящик, по свежим впечатлениям, и прокрастинацией

  • Mersin 2021. Набережная и скульптуры

    В этом городе в востчной части турецкого средиземноморского побережья я уже побывала неоднократно, более продолжительный визит был в октябре 2019…

  • Adapazarı - Sakarya 2020

    С острова Авша в Мраморном море мы отправились на восток, в город Адапазары в регионе Сакарья. У Онура там были дела, а у меня - полдня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments