ежик

Саклыкент. Обсерватория Bakırlıtepе Gözlemevi



Начало:
Саклыкент. Августовские пейзажи
Саклыкент. Астрономический фестиваль - 17. Ulusal Gökyüzü Gözlem Şenliği

Настало время покорять вершину ''Медной горы'' (Bakırlıtepe), на склонах которой расположены горнолыжные трассы курорта Саклыкент, и знакомиться с большим телескопом в обсерватории на высоте 2450 м. Бонусом - прекрасные высокогорные пейзажи по дороге ;)



Фотографии в альбоме «Saklıkent Bakırtepe Gözlemevi», автор ielleh на Яндекс.Фотках

3. В обсерваторию нас отвозили на миниавтобусах. В ожидании своей очереди (нас, как не-участников, могли и вовсе не взять наверх, но все же нам повезло ;) смотрю на лагерь и вершину, куда мы направляемся. По прямой, вдоль линии подъемника вроде бы не так уж большое расстояние (но не представляю, как долго заняло бы восхождение по склону :), но мы поедем по грунтовому серпантину с другой стороны горы.



4. Нашу дорогу несколько омрачают сгустившиеся облака, но как выяснится, они не достигают вершины - правильное место выбрали для обсерватории ;) А между тем, наш палаточный лагерь у красного здания недостроенной гостиницы остались далеко внизу...



5. Еще выше...



6. Лагерь поближе:



7. И просто горы.



8. А вот и цель на вершине!



9. Но до нее еще ехать и ехать.



10. Виды потрясающие, ленты грунтовок уходят в облака... пользуются этими дорогами, как я поняла, в первую очередь местные пастухи.



11. Но я должна сказать, что это был один из самых страшных серпантинных переездов в моей жизни.



12. И один из самых красивых тоже!



13. И вот мы уже почти наверху. Поравнялись с верхней станцией горнолыжного подъемника.



14. И тут я поняла, что НИКОГДА и НИ ЗА ЧТО не сяду на эти креслица над бездной. Хотя зимой за счет снега часть расстояния от подъемника до склона под ним и скрадывается... мне кажется, все равно там сидеть безумно страшно, а еще и двигаться!



Кстати, на странице, посвященной этой обсерватории (www.tug.tubitak.gov.tr/gozlemevi.php), сказано, что зимой попасть на вершину можно только по этой канатке - дорогу заносит снегом. Служба астронома и опасна, и трудна, смелость посторонним не видна...

Зато вниз прикольно съезжать:





Фотографии: www.tug.tubitak.gov.tr/galeri/tug_foto.html

15. И вот мы на самом верху.



16. По разным точкам горы разбросаны телескопы большие и маленькие.



17. Нам показали самый большой, в здании на самом верху. Внутрь проходить можно, только надев бахилы. Чистота и порядок!



18. Чтобы сфотографировать зверь-машину от пола до потолка, пришлось склеивать панораму из трех кадров.



19. Приятный сюрприз - телескоп оказался соотечественником!



Характеристики телекопа: www.tug.tubitak.gov.tr/rtt150_ozellikler.php
По-русски его зовут АЗТ-22, "Астрономический Зеркальный Телескоп", производитель - Ленинградское Оптико-Механическое Объединение (ЛОМО). Его брат-близнец установлен в Узбекистане, в Майданакской обсерватории.
Турецкая абревиатура RTT означает просто "Русско-Турецкий Телескоп" ;) Он был установлен здесь в 1998 году согласно протоколу между странами, и впервые был включен в 2001 году. Партнерами по использованию телескопа, наряду с TÜBİTAK (Турецкий совет по научно-техническим исследованиям ), являются Казанский Федеральный Университет и Институт космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН). Кроме того, телескоп проводит исследования для ученых со всего мира, в частности, из США, которые подсоединяются к его данным по Интернет, как нам рассказали работники обсерватории.

20. Кто-то очень довольный :)



21. В технические детали, в которых ничего не понимаю, вдаваться не буду, характеристики можно увидеть по ссылке выше. А я просто благоговейно взираю на масштаб этого сооружения ;)



22. На самом деле у телескопа таких габаритов нет объектива, в который можно смотреть, все данные отображаются на мониторах подключенных к нему компьютеров.



23. Типа, горжусь за Отечество :)



24. Еще нам показали маленький телескопик - робот по имени R2D2 ROTSEIIId, сокращение от "Robotic Optical Transient Search Experiment" / "Эксперимент по роботизированному поиску оптических транзиентов" - так называется запущенная в 1998 году американская астрономическая программа. Сайт про эту программу: www.rotse.net/



Его собратья установлены в США, Намибии и Австралии.

25. В отличие от большого телескопа АЗТ, такой малыш-робот не нуждается в уходе и обслуживании. Ученые, работающие в этой программе, подсоединяются к нему по сети. 30% рабочего времени этого телескопа выделено турецким астрономам.



Из истории обсерватории Бакырлы Тепе (источник: www.tug.tubitak.gov.tr/baslangic.php, www.tug.tubitak.gov.tr/yersecimi.php, www.tug.tubitak.gov.tr/kurulus.php):

Идея о создании национальной обсерватории была озвучена профессорами Стамбульского Университета в 1960 году. В 1979 году в составе TÜBİTAK было создано подразделение по космическим исследованиям. В 1983 году занялись поисками идеального места для обсерватории. Из 17 "гор-претендентов" выбрали четыре:
Muğla, Kurdu: 1612 m
İzmir, Ödemiş: 2159 m.
Adıyaman, Nemrut: 2206 m.
Antalya, Bakırlıtepe: 2547 m.

В 1997 году обсерватория в Бакырлытепе была открыта. В процессе строительства была впервые проведена автодорога на вершину, проведено электричество, сооружены помещения для обсерватории и персонала.

Вот так все начиналось, все было впервые и вновь (фотографии: www.tug.tubitak.gov.tr/galeri/sgs.php):































Современные виды с воздуха, сделанные аэрофотографом Hakan Öge для журнала Atlas (www.tug.tubitak.gov.tr/atlas_foto.php):







360-градусные панорамы: www.tug.tubitak.gov.tr/galeri/tug_360/index.html

www.tug.tubitak.gov.tr/galeri/tug_360/yerleske/yerleske_360.html




www.tug.tubitak.gov.tr/galeri/tug_360/rtt150/rtt150_360.html


И еще куча фотографий с обсерватории (www.tug.tubitak.gov.tr/galeri/tug_foto.html): там и виды окрестностей, и небесные наблюдения:



Лунное затмение 9 ноября 2003 года:



Телескоп целится в небо:



Юпитер и его спутник Каллисто:



Орион:



Галактика Фейерверк в созвездии Лебедь



Просто очень много звезд:





Созвездие Стрельца:






На этом о звездах у меня все. Но продолжение следует - в ближайших постах покажу прекрасный рассвет в Саклыкенте и одно местечко на обратном пути в Анталью.


This entry was originally posted at http://meladan.dreamwidth.org/519156.html. Please comment there using OpenID.
какие турки молодцы)) хочется им чисто по-пацански сказать:Пацаны, четко все, респект вам и уважуха!!=)))

Правда я в восхищении)) А уж аппаратец-соотечественник, ууууух))) а виды красивые какие)) я не знаю вот, то ли на звезды смотреть, то ли на горы...Днем-на горы, ночью-на звезды!!
согласна, очень вдохновляющий и заразительный пример энтузиазма ;) и горы, и звезды - до чего романтическая профессия звездочета-астронома, хоть и суровая эта романтика :)
бахилы просто умилили :)
и кстати, я уже давно горжусь отечественной астрофизикой :) особенно после того, как у нас в Бурятии, за 6 тыс. километров до Москвы, за 300 км до ближайшего крупного города построили современнейшую обсерваторию!
я до сих пор была совсем не в теме астрономии, астрофизики и прочих астро и космо-наук, поэтому ничего не могу сказать - но подозреваю, что мы молодцы :)
наверное, наилучшее место для обсерватории как раз как можно дальше от крупных городов, от которых одно беспокойство и световое загрязнение!
световое загрязнение - это ерунда :) главное, чтобы облаков поменьше было :)
хахаха, с картинки с турецкими комментами по поводу списка смеюсь ооочень громко :):):)
молодцы какие. люблю звезды..
астрономы оказались действительно очень веселыми ребятами - тому не только эта картинка подтверждение, но и наш личный опыт пребывания с ними в эти дни ;)
да, куда же мы без звезд!
меня тоже повеселило "Allahım ne zaman bitecek noktası" :)) когда-нибудь такие ребята сформируют Yeni Türkiye. İnşallah!!!
пожалуй, им придется ее создавать в параллельном мире. и пускать только тех, кто готов ради света науки съехать на попе с 2500м вершины :)
Эх, круто как! В детстве мечтала астрономом стать. Вот бы лет 20 назад сюда попасть! Умерла бы от счастья.
Сейчас осталась просто любовь к этой теме. Хотя...если подумать, в глубине души до сих пор хочется)))