ежик

Стамбул-2018. Şerefiye sarnıcı. Византийская цистерна как арт-объект

DSC06098_1

На фоне печальных новостей о новой политике Flickr, вынуждающей своих бесплатных пользователей срочно искать другие площадки (после недавнего еще закрытия Яндекс.Фоток особенно печально), решила попробовать опцию "миграции фото" в альбомы ЖЖ (иначе они перестанут отображаться). А перед этим надо срочно запостить последние фотки с Фликра, поэтому - представляю загруженные еще в мае, но не опубликованные кадры из открывшейся после реставрации в этом году византийской цистерны Шерефийе сарныджи, она же Цистерна Феодосия, сооруженная в 428-443 гг.

Не была внутри до реставрации, но это не первая моя стамбульская цистерна - до этого я много лет назад была заворожена Цистерной Базиликой, а после посетила Бинбирдирек. Но на сегодняшний день Шерефийе, наверное, впечатляет сильнее всего за счет созданной там атмосферы, несмотря на небольшие размеры. Кто-то удачно смекнул, что такое место и само по себе арт-объект, и отличная площадка для выставления других арт-объектов. Я застала там выставку работ иранского художника Ahmet Nejat под названием "Hiç hali" (наверное, перевести можно как "Состояние ничто"?). Ничего не могу сказать про смысловую нагрузку и художественную ценность его произведений, т.к. ничего не понимаю в современном искусстве. Но внутри цистерны, среди тысячелетних колонн, с фоновой мистической музыкой и игрой света, тени и отражений в воде на полу между колоннами, эти изображения и трехмерные объекты с мотивами арабской вязи произвели впечатление. Смотреть и впечатляться под катом.

2. Нынешний вход в цистерну оказался не там, где показывала гуглокарта, но мне подсказал продавец ковров из соседней лавки. Наверное, есть и внятные указатели. А вообще, это место совсем рядом с площадью Султанахмет, так что доступность для туриста отличная.

DSC06088_1

3. На входе приветствует застрявшая в разных измерениях лошадка. Тоже творение того художника или нет, не ведаю.

DSC_2085_1

4. Вестибюль модный, стильный, современный.

DSC06124_1

5. Всякие банкеты фуршеты тут вполне можно проводить, правда стены стеклянные и все видно с улицы.

DSC06125_1

6. Спуск в цистерну.

DSC06099_1

7. Меня в тот период обуял страх высоты (в Стамбуле это очень неудачная фобия, т.к. кругом перепады высот :), и даже эта лестница меня напрягла. Но атмосферно, конечно.

DSC06091_1

8. Уууу!

DSC06123_1

9. Купол цистерны самый обычный, и колонные с капителями под ним не удивляют после опыта знакомства с другими цистернами. Но любые древние и средневековые сооружения меня всегда поражают уровнем внимания к эстетике. А это ведь, по сути, промышленный объект...

DSC_2090_1

10. В полумраке фокус фотоаппарату не всегда удавался, но в этом месте мне нравятся и такие кадры.

DSC06122_1

11.

DSC06089_1

12.

DSC06090_1

13. Ух, спустилась вниз. Теперь можно любоваться красотой без трясущихся коленок :)

DSC06094_1

14.

DSC06111_1

15. Вдоль стен развешаны графические работы автора, а на полу цистерны прямо в воде или над водой размещены трехмерные объекты.

DSC06101_1

16. В персидской / арабской / исламской культуре я ничего не смыслю, и письмена эти читать не умею, для меня они все остаются просто диковинными загогулинами - но красиво! А ведь наверняка для того, кто в теме, это все наполнено совсем другим уровнем смыслов, это какие-то цитаты, игра слов и смыслов.

DSC06093_1

17. Один из самых интересных объектов - этот диск, или щит.

DSC06105_1

18. Поэтому сфоткала его в разных позах и ракурсах.

DSC06121_1

19. Загогулина на загогулине!

DSC_2091_1

20.

DSC_2088_1

21. Ну, а самый главный тут, конечно, золотой шар.

DSC06092_1

22. Он здоровенный и подвешен под потолком, а внизу, в воде, отражается какая-то надпись, видимо, с поверхности шара О_о

DSC06112_1

23. А какие тени на стенах!

DSC06110_1

24.

DSC06113_1

25. Подсветка организована так, что каждый объект отбрасывает несколько теней разной формы - наверное, они образуют разные буквы?

DSC06114_1

26. Дальше выставка загогулин.

DSC06117_1

27.

DSC06119_1

28.

DSC06097_1

29.

DSC06104_1

30.

DSC06109_1

31.

DSC06107_1

32.

DSC06116_1

33.

DSC06100_1

34. Непонятно, но красиво - это, по моему скромному мнению, в искусстве гораздо лучше, чем когда может и понятно, но некрасиво.

DSC06120_1

35. Напоследок полюбуемся этими могучими подземными колоннами.

DSC_2089_1

36.

DSC_2094_1

37.

DSC06118_1

38. До новых встреч, странный и волшебный Стамбул!

DSC_2092_1



This entry was originally posted at https://meladan.dreamwidth.org/684732.html. Please comment there using OpenID.

Posts from This Journal by “istanbul” Tag

  • Весенний Стамбул-2018. Кафедральный собор св. Георгия, Фенер

    В Стамбуле этой весной удалось посетить место, которое давно интересовало - районы Балат и Фенер на берегу Золотого рога, где находится…

  • До свидания, Стамбул

    Плывем по Мраморному морю на пароме в сторону Бурсы. Наконец, едем домой! но не сразу :) До свидания, сумасшедший, но прекрасный Город. Люблю…

  • Стамбульское. Муравейник живёт...

    Давно не постила стамбульских заметок, хотя я все еще тут - прошедшие две недели прошли почти без событий и прогулок. Успела погостить у сестры мужа…

  • İstanbul. Boğaz turu - на кораблике по Босфору

    Прекраснее всего в Стамбуле, конечно, Босфор, а любоваться им прекраснее всего не с берега, а с открытой палубы какого-нибудь плавсредства. И…

  • İstanbul. Sirkeci и не только

    Сегодня был супер насыщенный день, а начался он у исторического вокзала Сиркеджи. Тут мы встречались с друзьями, причем аж в восемь утра - чтобы…

  • İstanbul - Merter

    В Стамбуле, и вообще в турецких мегаполисах не так уж много зеленых жилых районов, но Мертер, по крайней мере в той части, что я знаю, один них. А…

  • Весенний Стамбул-2014. Aya Yorgi - Церковь св. Георгия на острове Принкипо - Büyükada

    Написание этого поста я откладывала целых четыре года (как время летит, уму не постижимо), но сейчас сложились сразу много факторов: я снова в…

  • İstanbul

    После красот и пустот Анатолии въезд наземным транспортом в Город-на-Босфоре всегда меня ошеломляет. Бесконечно тянущиеся промзоны Коджаэли, новые…

  • Стамбульскоое селфи 🤳

    Вчера полдня гуляла по Султанахмету самостоятельно. Посетила два новых для меня места, и два хорошо забытых старых, из тех, где я была 12 лет…

Красиво! А самое поразительное, что нет людей! Как так?! На такие объекты обычно очереди.
Жила на Султанахмет довольно много, но не пойму, где этот вход с конем.
Не знаю, правильно ли сейчас отображается место на гуглокартах, но вот на этом фото видно стеклянную будочку вокруг теперешнего входа, немного ближе к площади Султанахмет, чем старый вход.
https://goo.gl/maps/yNMAkBizngo

Посетители там при мне были, но не так много, так что удалось не захватить их в кадр.
Да уж, подкузьмил фликр, не ожидала совсем от него такого... Тоже теперь думаю, что с фотками делать. Многие, как я поняла, загружают их вКонтакте.

Мы, получается, примерно в одно время в этой цистерне были). Нам очень понравилась выставка. Похоже, автор хорошо знаком с суфизмом, особенно с философией крутящихся дервишей - там многое именно на этом завязано. С удовольствием посмотрели. Сейчас так другая выставка идет, но чем-то похожая - тоже Коняшки и прочее в таком же стиле.
А как выгружать фотки из Вконтакта для вставки в блог? Постить прямо в альбомы ЖЖ не рассматриваешь как вариант? Хочу попробовать, говорят, главное загрузить фото с названиями в порядке размещения в посте.

Мне было жаль, что я не могла понять, о чем все это было на выставке. А твой пост я увидела, когда только что загрузила фотки на фликр, и решила повременить с публикацией, чтобы не повторяться так сразу :)
Мне в таких местах досадно, что не знаю арабского языка - наверняка все эти иероглифы с особым смыслом, а так приходится опираться только на свои небольшие познания из литературы о Руми и истолковывать исходя из собственных ощущений.

Как выгружать фотки из Вконтакта, не знаю, но, видимо, достаточно легко, раз многие именно так делают. Последние фото, кстати, я в альбомы жж загрузила, но результат мне не скажу, что особо нравится - во-первых, качество сильно теряется. Во-вторых, 27 фот, загруженных туда, сразу съели 1% от использованного пространства, и это при том, что масштаб фото я убавила.
А откуда ты поняла, что речь о Руми? Или там было пояснение? я уже не помню.
Из названия выставки). Состояние "Ничто" это то, чего крутящие дервиши добиваются. Ну, а дальше уже цепочка чувств и ощущений потянулась.
Вон оно что! Спасибо. На самом деле, перед посещением такой выставки непрохо бы провести ориентировочную лекцию :)
Ну, в принципе, жителям Турции и так должно быть все понятно, Мевляну здесь любят и ценят. Неподготовленному человеку, конечно, может быть сложно разобраться.
Наверное, нужно действительно хорошее знакомство с традицией Мевляны, а также понимание буквенных образов. Не думаю, что у среднестатистического жителя Турции это все есть :)
Ну в основном-то среднестатистический житель Турции во все это с детства так или иначе погружен, хоть что, да слышал или знает. Буквенные образы если не поймет, то хотя бы будет осознавать, что они имеют некий символический смысл, потому что и Коран так же устроен. К тому же, здесь немало людей знают арабский, занимающихся каллиграфией в том числе. Да и живо интересующихся религиозными течениями немало. Многие ведь ездят в Конью и посещают церемонию крутящихся дервишей не просто так, из любопытства, а именно для мистического сопереживания.

На выставке, кстати, насколько я помню, было объяснение всех этих иероглифов, но у меня, например, не получается в таких местах сильно вникать в тексты, идет больше сосредоточение на непосредственном восприятии объектов. А многие, как я часто вижу, читают всё от и до.
Красиво! То есть водичка там тоже есть? А вход бесплатный или платный?
Мама моей соседки будет в С. в конце месяца, я ее в эту цистерну посылала, Йеребатан вроде совсем пересох, а тут хоть выставка какая-то интересная))
Я была в мае, кажется, тогда вход был бесплатный. Но именно эта выставка уже прошла. Но сейчас там, вроде бы, тоже какая-то выставка есть. Обязательно стоит посетить. В тот же день я зашла в Yerebatan, и впечатление было удручающее :) К тому же, там была толпа народу, а тут почти никого. Как сейчас, не знаю, может и Базилику привели в больший порядок. Но в Базилике зато знаменитая голова медузы есть, и вообще она впечатляет своими размерами. Надо про нее тоже написать. И про "Цистерну 1001 колонн" тоже. Для полноты картины!
Выставка "Пасхальные яйца" :) Чтобы увидеть "яйцо" в действии, нужно нажать сочетание клавиш "базовый арабский вместе с фарси" + "история ордена Bektaşi".
Удачно, конечно, подобрал местечко современный иранский художник! Оченно органично загагулины вписались в интерьер. Вспомнила цитату из Harry: "It was cold here (in Snape's dungeon) then up in the main castle and would have been quite creepy enough without the pickled animals floating in glass jars all around the walls." Если переиначить немного, то this place would have been quite mystical and mesmerizing enough without this beautiful art. Вот :)
Мне тоже нравится выбор места для выставки. А византийцы, копавшие цистерну, и не знали, для чего это делают :))